РСХБ: торговые площади в ДФО за пять лет выросли на 32%

7 сентября 2025

К Восточному экономического форуму (ВЭФ) эксперты Россельхозбанка проанализировали развитие сетевой розницы в Дальневосточном федеральном округе. За последние пять лет торговые площади на тысячу человек увеличились на 32% и достигли 187 кв. м, что стало важным шагом к развитию розничного рынка региона.

 

ДФО является одним из самых малонаселенных регионов России: плотность населения сейчас составляет 1,13 чел./км². При этом большая часть (80%) жителей региона сконцентрирована в крупных городах. Суммарные торговые площади выросли с 1,15 млн кв. м в 2019 году до 1,52 млн кв. м в 2024 году. Таким образом рост составил примерно 32% за 5 лет. По мнению экспертов, развитие сетевой розницы в регионе формирует там благоприятную экономическую обстановку, вследствие чего люди реже решаются на переезд в другое место. Это также создает здоровую конкуренцию, которая стимулирует повышение качества и расширение ассортимента.

 

Интерес федеральных сетей к ДФО должен в итоге сбалансировать цены на продукцию для потребителей, сделав ее более доступной. Потенциал ее развития остается значительным: несмотря на то, что сегодня округ занимает предпоследнее место в России по обороту продовольственного рынка, уровень покупательной способности здесь выше, чем в Сибири и на Урале. Это создаёт благоприятные условия для выхода федеральных торговых сетей и расширения присутствия местных производителей.

 

Наибольший рост за 5 лет показывают супермаркеты (до 50%) и гипермаркеты (на 20%). Владивосток – лидер по торговым площадям: на него приходится 400 тыс. кв. м., на Хабаровск – около 300 тыс. кв.м., на Благовещенск, Южно-Сахалинск и Якутск – от 80 до 120 тыс.кв.м. В целом, сетевой ритейл активно развивается. В небольших городах темпы роста ниже, но новые торговые площади появляются регулярно.

 

Важным драйвером роста становится развитие логистической инфраструктуры – транспортной, складской и торговой. Создание новых логистических комплексов будет обеспечиваться федеральными ритейлерами. Наличие в регионе таких объектов упростить хранение и дистрибуцию товаров, в частности скоропортящихся. Благодаря этому у производителей и ритейла сформируются долгосрочные партнёрства. Локальные производители получают новые каналы сбыта, а покупатели - доступ к более широкому ассортименту свежих и качественных товаров.

 

«Россельхозбанк видит высокий потенциал в развитии торговой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Мы готовы поддерживать проекты, направленные на расширение розничных площадей и строительство логистических центров. Всё это способствует не только укреплению продовольственной безопасности региона, но и повышению качества жизни его жителей», – комментируют в Россельхозбанке.