Тема 4. Финансовое мошенничество

Популярные виды мошенничества и способы защиты от них

Мошенничество через банкоматы и телефонное мошенничество
Фальшивые интернет-магазины и мошеннические письма
Куда обратиться, если пропали деньги
Финансовые пирамиды


Виды мошенничества

Мошенники оказывают психологическое воздействие на человека таким образом, чтобы он раскрыл личные или финансовые данные, перевел им деньги или даже взял кредит для последующей передачи средств в чужие руки.


Злоумышленники пытаются вывести человека из спокойного состояния и усыпить логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление. Или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схемы мошенников часто выглядят очень правдоподобно, так как они используют самые обсуждаемые новости или события.

Виды мошенничества

Мошенничество через банкомат


Фальшивые интернет-магазины


Телефонное мошенничество


Мошеннические письма


Психологическое воздействие у Банкомата


Финансовые пирамиды


Мошенничество через банкомат

Для хищения информации о банковской карте, мошенники используют:

  • Скиммер (накладка на картоприемник – отверстие, куда вставляются карты) считывает данные с карты.

  • Накладку на клавиатуру (повторяет внешний вид клавиатуры).

  • Мини-камеру фиксирующую пин-код.

Захват (удержание) карты в банкомате с помощью различных устройств.


Для хищения карты, в картоприемник вставляют клейкую ленту, фотопленку, которая не дает карте ни проскочить внутрь банкомата, ни быть вытолкнутой обратно законному владельцу.

Правила безопасности

Перед использованием внимательно осмотреть банкомат.
Прикрывать клавиатуру свободной рукой при вводе пин-кода.
Использовать банкоматы, расположенные в хорошо охраняемых, просматриваемых местах с постоянным видеонаблюдением.


Фальшивые интернет-магазины

Параметры фальшивых магазинов:


  • Одностраничный сайт с огромной скидкой.

  • Сайт без указания контактных данных.

  • Отсутствуют дополнительные контактные данные.

  • У магазина нет отзывов, домен новый.

  • Нет способа оплаты картой или же оплата производится переводом на карту физического лица.

  • Чрезмерно навязчивое общение по телефону с целью быстрой продажи.

Правила безопасности

Проверять наличие на сайте магазина реквизитов, контактов, адресов, информации о возврате, точного описания гарантий.
Узнавать в Интернете стоимость аналогов товара или услуги.
Изучать особенности домена. Он должен быть первого уровня (тип «название магазина .ru»), а не созданным на конструкторе (например, тип «название магазина.narod.ru»).
Завести и использовать отдельную виртуальную карту или мгновенную карту для онлайн-оплаты и пополнять ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты.
Анализировать отзывы.
Визуально проверять адрес сайта магазина.
Безопасным является адрес сайта, с защищенным протоколом https и имеющим индикатор надежности в виде замка.
Если браузер выдает предупреждения о том, что соединение «не защищено», не совершайте покупок на таком сайте.


Телефонное мошенничество

  1. Клиенту поступает звонок. Беспокоят  якобы, из банка и сообщают, что с карты производится перевод выдуманному лицу.

  2. Прикрываясь службой безопасности банка, требуют сообщить данные карты для проверки. Если проверку не пройти, карту, якобы, заблокируют.

  3. Присылают смс о блокировке карты, подменяя номер отправителя. Человек набирает номер прямо из смс, и попадает на мошенников.

  4. Направляют смс о зачислении средств. Затем звонят, говорят, что «по ошибке» зачислили деньги и просят их вернуть на свой номер.

Правила безопасности

Если звонок кажется подозрительным, вы чувствуете неуверенность – прерывайте разговор!
Перезванивайте только по официальному номеру компании или ведомства.
Входящий звонок, который определяется как официальный номер компании – не гарантия безопасности!
Никому не называйте персональных данных и сведений о карте: CVC (три цифры с оборота), пин-код, секретный смс-код или номер из пуш-уведомления!


Важно! Не спешить

Мошеннические письма

Мошенники часто делают рассылку по электронной почте, СМС или в мессенджерах. Письмо может состоять из мотивирующего текста и ссылки или QR-кода на мошеннический ресурс. Выглядят такие послания как письма из настоящих компаний, которым вы привыкли доверять.


Примеры мошеннических писем:

  • Сообщение о блокировке профиля на другом ресурсе. Указываются причины: взлом пароля, рассылка спама, черный список, нехватка памяти.

  • Предложение оплатить со скидкой штраф ГИБДД или другой платёж.

  • Предложение установить программу, скачать книгу или фильм.

  • Сообщение со взломанного аккаунта в соцсетях с просьбой пройти опрос, проголосовать в конкурсе и так далее.

  • Предложение купить популярный товар с большой скидкой на сайте-подделке под известную торговую платформу.

  • Тема письма «Вам положена социальная выплата!»

  • Выигрыш в лотерею или в конкурсе.

Правила безопасности

Установите и регулярно обновляйте программу-антивирус с функцией защиты от нежелательной почты и рассылок.
При получении ссылки по электронной почте проверьте адрес отправителя. Если поле «Отправитель» не заполнено, это может быть массовой фишинговой рассылкой.
Не открывайте вложения и не переходите по ссылкам от неизвестных отправителей. Достойное вознаграждение и корпоративные возможности
Пользуйтесь браузерами со встроенной антифишинговой защитой.
Даже если источник проверенный, убедитесь, что адрес полностью совпадает с адресом официального ресурса.
Подключите подтверждение платежа по паролю, который банк присылает в СМС.
Подключите оповещения об операциях с банковской картой.
Установите двухфакторную аутентификацию (дополнительную защиту по коду из СМС).


Психологическое воздействие у Банкомата

  1. Сделали соучастником. Мошенник просит посторонних снять деньги с карты за небольшое вознаграждение.

  2. Прерванная транзакция. Мошенник начинает операцию, не требующую карты, в завершающий момент операции на экране устройства возникает требование ввести карту и пин-код. Подошедший за ним клиент банка видит на дисплее устройства картину, напоминающую стартовый экран работы с предложением ввести карту. Введя все данные в терминал, с карты немедленно списываются средства по операции предыдущего «клиента».

  3. Обвинили в пропаже денег. Мошенник делает вид, что его карта застряла в банкомате. Он просит помочь, когда карта извлечена, мошенник проверяет баланс и заявляет, что пропали деньги. Он обвиняет в этом помощника. Человек предпочитает отдать деньги, чтобы прекратить конфликт.

Правила безопасности

Не снимать деньги с чужих карт по просьбе посторонних.
При утере банковской карты обращаться сразу в банк по поводу ее блокировки.
Будьте осторожны, если вам внушают, что ситуация неотложная и требует вашего участия, откажите в просьбе или позовите сотрудника Банка для урегулирования ситуации.


Финансовые пирамиды

Финансовая пирамида – это структура, в которой доход первым участникам выплачивается за счет вкладов последующих участников.
Признаки финансовой пирамиды


  1. Отсутствие лицензии на осуществлении деятельности на финансовом рынке/информации в реестре на сайте Банка России.

  2. Обещание высокой доходности, в несколько раз превышающей рыночный уровень.

  3. Агрессивная реклама в средствах массовой информации, в сети Интернет с гарантией высокой доходности.

  4. Отсутствие достоверной информации о финансовом положении организации. Данные по выручке и прибыли можно найти в открытых источниках в интернете.

  5. Нет точного определения деятельности компании.



Куда обратиться, если пропали деньги

1. В полицию


Кража денег — это уголовное преступление и им должна заниматься

полиция.


Оставьте заявление о действиях мошенников:

  • по телефону горячей линии МВД 8-800-222-74-47

  • в отделении полиции по месту жительства.



Когда дежурный в отделении полиции примет заявление, он обязан выдать вам талон-уведомление. Это означает, что заявление принято.

2. В Банк

Если был обман с товаром или услугой

Обратитесь в банк с заявлением о оспаривании платежа. К заявлению приложите доказательства, что не получили оплаченный товар или услугу — чеки, скриншоты переписки, фото, распечатки звонков. Платёжная система рассмотрит запрос — если он будет удовлетворён, деньги вернутся на карту.

Если потеряли телефон

Позвоните в банк и заблокируйте карты. Через мобильного оператора заблокируйте сим-карты. Замените сим-карту и затем через банк замените привязанный к карте номер.

Важно действовать быстро:

  1. Позвонить в банк, сообщите о проблеме и заблокируйте карту.

  2. Запросить подробную выписку со счёта, где будет указано, куда переведены деньги.


  3. Написать заявление в отделении банка о несогласии с операцией по списанию средств.


  4. Банк рассмотрит обращения и направит ответ.

Подходящие продукты от Россельхозбанка

Вклад «Доходный»

Получайте максимальный доход даже при небольшой сумме вклада

Накопительный счёт

Активно накапливайте сбережения на выгодных условиях

Вклад «Свой вклад»

Откройте вклад на ваших условиях и получайте дополнительный доход

Кредитные карты

Крединтые карты на выгодных условиях

Другие темы программы