Тема 8. Цифровая грамотность

Основы безопасности в интернете:

Защита персональных данных и надёжный пароль
Легальный контент
Хранение информации
Создание резервных копий


Цифровая грамотность

Понятие цифровой грамотности включает в себя большой спектр компетенций — от использования цифровых технологий и программирования до защиты от взлома и хищения персональных данных. Это защита от хакеров, понимание принципов защиты персональных данных, распознавание финансового мошенничества и компетенции во многих других сферах.


Работая и получая услуги онлайн, вы приобретаете цифровые компетенции — навыки эффективного пользования технологиями. Эти понятия включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производство мультимедийного контента, синхронизацию устройств.

i

Правильное отношение к сохранности своей персональной, конфиденциальной или корпоративной информации защитит вас от мошенников, буллинга и ответственности перед правоохранительными органами.

Финансовые услуги

Виды финансовых онлайн-услуг

  • Банковские услуги (интернет-банкинг)

  • Государственные услуги

  • Услуги по приобретению и продаже ценных бумаг и валюты

  • Услуги страхования

  • Налогообложение (получение информации о налогах и сборах, оплата налогов, передача данных)

Способы получить финансовые услуги дистанционно

  • Интернет-банк

  • Предоставляет доступ к банковским продуктам через любой браузер

  • Терминалы и банкоматы

  • Нужны для оплаты платежей, выдачи денег и распечатки выписок

  • Мобильный банк

  • Даёт доступ к банковским операциям через мобильное приложение

Финансовые технологии

Финансовые технологии — это финансовые продукты, предоставляемые с помощью инновационных технологий.



Главные инновации в области финансовых технологий:

  • Искусственный интеллект

  • Технологии, способные обучать, анализировать данные и принимать решения без участия человека

  • Технология блокчейна

  • Базы данных для хранения и обмена ценностями в сети, например, криптовалютой

  • Облачные хранилища

  • Онлайн-сервис для хранения данных

  • Биометрия

  • Система распознавания людей по физическим и поведенческим чертам

  • Big Data

  • Структурированные или неструктурированные массивы данных большого объема


Что можно делать при помощи этих технологий:

  • Управлять счетами (выписки, переводы со счета на счет, подготовка балансов и т.п.).

  • Открывать кредит, карты, депозиты, осуществлять валютных операций.

  • Осуществлять платежные операции (переводы средств, оплата счетов за товары, коммунальные платежи и т.д.).

  • Обмен финансовыми документами.



Электронные платёжные системы

Национальная система платёжных карт (НСПК)

Обеспечивает безналичные расчёты и платежи граждан и юридических лиц


Карта «Мир»

Национальная платёжная карта, оператор которой — НСПК. НСПК принадлежит Центробанку России, поэтому система «Мир» защищена от влияния внешнеполитических событий


Система быстрых платежей

Сервис Банка России позволяет физическим лицам совершать мгновенные переводы по номеру мобильного телефона в любой банк-участник СБП


Виды карт «Мир»

Дебетовые
Кредитные
Социальные
Кобейджинговые
Премиальные


Как безопасно переводить деньги

Сервис Card2Card

  1. Чтобы получить от другого человека перевод на карту, достаточно сообщить номер с лицевой стороны карты, либо номер телефона, привязанный к карте.

  2. Самый надёжный способ получать деньги — межбанковские переводы со счёта на счёт.

Для онлайн-перевода и для оплаты в интернет магазинах

  1. Введите номер карты, с которой отправляются деньги, срок действия карты и секретный код (нанесён на оборотную сторону карты).

  2. Подтвердите транзакцию одноразовым СМС-кодом, который придёт на мобильный. К вашему номеру телефона должен быть «привязан» счёт карты.

Код безопасности

CVV/ CVС — секретный код, который находится на оборотной стороне карты. Вводите его только когда совершаете платёж. Для получения платежа он не нужен.

Правила безопасности для онлайн-банка и мобильного банка

Аунтефикация

Пользуйтесь двухфакторной аутентификацией при входе в мобильный банк или интернет-банк — вводите логин-пароль, ПИН-код, код в СМС


Смена пароля

Регулярно меняйте пароль для входа


Приложение

Проверяйте приложения на предмет возможного заражения вредоносными программами


Контактный центр для бизнес-клиентов

Установите дневные лимиты транзакций


Интернет-банк

С помощью интернет-банка можно оплатить разные товары и услуги:

  • Мобильная связь

  • ЖКХ и домашний телефон

  • Образование

  • Электронные товары и развлечения

  • Инвестиции и Страхование

  • Интернет и ТВ

  • ГИБДД, налоги, пошлины, бюджетные платежи

  • Благотворительные фонды, социальные и общественные организации

Личный кабинет

Персональная страница на сайте, профиль в социальных сетях, личный кабинет в маркетплейсах, учётная запись на сайте налоговой службы или Госуслугах — это всё личные кабинеты.

Портал Госуслуг

Портал Госуслуг — это федеральная государственная информационная система, которая обеспечивает гражданам, предпринимателям и юридическим лицам доступ к услугам и сведениям о государственных и муниципальных учреждениях.


На портале «Госуслуги» размещена справочная информация для физических и юридических лиц о порядке оказания госуслуг, в том числе в электронном виде, организован поиск по тематике, ведомству, жизненной ситуации, представлены образцы документов, ссылки на сервисы госучреждений и ведомств.


В личном кабинете портала госуслуг хранится вся информация по заказанным услугам, обращениям, платежам. Через личный кабинет можно настроить уведомления, следить за ходом рассмотрения заявлений и статусом платежей.


Сведения о льготах и мерах социальной поддержки можно получить:

  • На Госуслугах. Для этого запросите сведения о мерах соц. поддержки в личном кабинете и разрешите получать уведомления на электронную почту.

  • В органах социальной защиты и ПФР — на личном приёме.

Кабинет налогоплательщика

Какие услуги можно получить в Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц?


  • Просмотреть актуальную информацию об объектах собственности налогоплательщика

  • Получить актуальную информацию о начисленных налогах

  • Своевременно исполнить свои налоговые обязательства

  • Заполнять и направлять в налоговый орган декларацию по форме 3-НДФЛ в онлайн

  • Обращаться в налоговые органы без личного визита в налоговую инспекцию


Как получить доступ к Личному кабинету налогоплательщика?


  • Физическое лицо, зарегистрированное на ЕПГУ и имеющее подтвержденную учётную запись, может авторизоваться в Личном кабинете налогоплательщика без посещения налоговой инспекции.

Правила работы в интернете

Пользуйтесь двухфакторной аутентификацией при входе в мобильный банк и интернет-банк — вводите логин-пароль, ПИН-код, код в СМС.

Для оплаты покупок и услуг через интернет заведите отдельную виртуальную карту или мгновенную карту и пополняйте её ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты.

Придумывайте сложные пароли и регулярно их обновляйте.

Не заходите в мобильный банк с общественного Wi-Fi.

Подключите СМС-информирования или push-уведомления от банка обо всех операциях со счётом.

Используйте лицензионные антивирусные программы и регулярно их обновляйте.

Скачивайте мобильные приложения только в официальных магазинах.

Помните, что устанавливать программы удалённого пользования — это риск.

Визуально проверяйте адреса сайтов, которыми пользуетесь. Безопасным является адрес, использующий защищённый протокол https, а также индикатор надёжности в виде замка перед адресом сайта в строке браузера.

Другие темы программы